Закупки без факторинга — деньги на веру

Сергей Фахретдинов, член президиума генсовета «Деловой России», руководитель Комитета по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний:

– Механизм, обозначенный в распоряжении правительства, уже работает. Госкомпании раскрывают планы закупок. На сегодня спрос на продукцию малого и среднего бизнеса составляет уже более 200 млрд рублей. И он растет. В Корпорации поддержки малого и среднего предпринимательства ожидают, что в ближайшие годы он составит порядка 500 млрд рублей.

Очень важен вопрос качества этого спроса: что именно показывают госкомпании? Пока порядка 70% – это, к сожалению, услуги, а не продукция. Мы, как общественная организация, видим эту проблему и работаем с госкомпаниями в данном направлении. Планируем, что в 2017 году структура спроса изменится в сторону реального сектора – производителей продукции. Тогда в России возникнут и новые активы, и новые рабочие места, а не просто разделение больших подрядов по услугам на более мелкие. У госкомпаний должно появляться больше прямых контрактов с реальным бизнесом. То есть, меньше посредников и интеграторов, больше выигранных контрактов.

Для контроля за реализацией распоряжения правительства есть несколько путей. Во-первых, мониторингом исполнения занимается  Корпорация поддержки малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, элементарная статистика в сфере производства: существенно важно смотреть, сколько реальных компаний образовалось за определенный период времени. Соответственно, и в электронной торговле количество сделок увеличится, что также достаточно элементарно можно отследить.

Мы положительно относимся к тому, что в перечень компаний, обязанных закупать инновационную продукцию у малого и среднего бизнеса, включены НИИ. Есть просто спрос на продукцию, а есть спрос на инновационную продукцию. И она заслуживает отдельного внимания: в инновационной сфере больше производственной части. Технические испытания и согласования различных параметров продукта могут занимать по два-три года. А в каждой компании свои требования.

Было бы также правильно, чтобы НИРы, испытания и согласования технической документации на продукт были унифицированы хотя бы в рамках одной отрасли. Сейчас пока, к сожалению, у каждой компании свой институт, свои испытательные центры и лаборатории. С одним и тем же продуктом приходится неоднократно проходить одни и те же ступени в разных компаниях.

Важен в реализации распоряжения правительства и вопрос финансирования. В условиях высоких ставок госкомпании очень плохо платят. Даже компании, которые выиграли тендер. Для некрупных компаний действовать в этом случае сложно, поскольку кредитуются они под очень высокие проценты. Гораздо выше среднерыночных ставок. А сроки расчетов за поставленную продукцию или выполненные услуги сегодня составляют более 60 дней. Соответственно, оборотных средств у компании не хватает.

Второй важный момент, связанный с финансированием – различные механизмы факторинга, переуступки. Работу с банками, в данном случае, госкомпании не очень приветствуют.

Мы не знаем такой компании, которая позволила бы применять факторинг в сделках между малым/средним бизнесом и госкомпанией.

Обычно в договоре это сразу запрещается, что, конечно, тоже ограничивает возможности.

Решать такие проблемы надо в диалоге. В дорожной карте «Новой индустриализации» мы предусмотрели различные программы партнерства в данном направлении.

Владислав Корочкин, первый вице-президент «ОПОРЫ России»:

– Пока не понятно, кто должен отвечает за исполнение распоряжения правительства от 21 марта 2016 года №475-р  «Об утверждении перечня юридических лиц, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства». Условно предполагаем, что контролировать это будет Корпорация поддержки малого и среднего предпринимательства.

Само распоряжение является приложением к Федеральному закону № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Он нас не вполне устраивает в связи с его большой коррупционной емкостью. А также огромным количеством проблем, связанных с выстраиванием различных схем закупок исключительно под конкретного поставщика, часто аффилированного с самим продавцом.

Исполнение распоряжения предполагает увеличение закупок у малого и среднего бизнеса. Сама идея правильная. С ней трудно спорить. Но какими темпами пойдет работа, – непонятно.

Список компаний, обязанных закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства был сформирован на основе предложений самих компаний. Поэтому особых проблем с выполнением распоряжения, думаю, не возникнет.

Понятно, что будет востребована разнообразная продукция малого и среднего бизнеса. Но главный вопрос: что относится к высокотехнологичной продукции? Та ли это продукция, которая подтверждена какими-то патентами, авторским правом или есть иные критерии отбора? Однозначного ответа до сих пор нет.

Лично меня несколько смутило большое количество НИИ в перечне. Это некие субподрядчики институтов, которые финансируются из госбюджета и содержатся на деньги налогоплательщиков, и они должны закупать высокотехнологичную продукцию у других предприятий среднего и малого бизнеса? Не очень понятно…

«ОПОРА России» как общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства готова нивелировать барьеры, которые могут возникнуть при реализации данного распоряжения правительства. Выносить актуальную информацию и делать ее публичной на тех площадках, на которых мы проводим свои мероприятия. Повышать прозрачность исполнения работ, уточнять и совершенствовать правила игры на данном поле, чтобы для всех было понятно, чья деятельность более эффективна.

Автор: Нина Шаталова. Источник: Экспир